Mesto…

         В первый день Великого поста в Большом зале консерватории состоялся концерт памяти профессора, заслуженного работника высшей школы РФ Инны Яковлевны Маколовой, 27 лет заведовавшей кафедрой сольного пения и оперной подготовки.

         Во второй половине дня закапал дождь: природа оплакивала замечательного педагога (для которого Alma Mater была вторым домом), постоянного члена Научно-методического совета по вокальному искусству при Министерстве культуры РФ, отличного исполнителя сольных программ. В репертуарном списке Инны Яковлевны были романсы П.Чайковского, С.Рахманинова, Р.Штрауса, Г.Вольфа, Ф.Пуленка и др., вокальные циклы В.Салманова, С.Слонимского, М.Минкова, А.Чайковского и др.; партии из опер: П.Чайковский «Евгений Онегин» (Татьяна), «Мазепа» (Мария), «Иоланта» (Иоланта); С.Рахманинов «Алеко» (Земфира); Дж.Леонкавалло «Паяцы» (Недда); Дж.Пуччини «Богема» (Мими); Ш.Гуно «Фауст» (Маргарита)…

         Раздались нежно-скорбные звуки органа, и зал на мгновение затаил дыхание, невольно склонив головы, внимая интонациям плача (Pieta) хорала И.С. Баха «Взываю к Тебе, о Господи», воплощающего бездонную глубину человеческого горя. Так началась Прелюдия к концерту: кроме хорала И.С. Баха (исполнитель – дипломант Всероссийского конкурса органистов, доцент кафедры специального фортепиано Наталья Муравьева) прозвучали поэтические строки А.С. Пушкина «Отцы пустынники…» (читал студент отделения театрального искусства Александр Пичугин).

         Вступительное слово заслуженного деятеля искусств РФ, профессора, заведующей кафедрой хорового дирижирования Любови Власенко и ее аннотации к исполняемым сочинениям логически соединяли биографические сведения с разновременными и разножанровыми номерами программы концерта: будь то песнопения древнерусского стиля, текст молитвы, романс, прелюдия, соната, органная фантазия…

         Вслед за Прелюдией начался концерт-приношение, открывшийся сводным хором студентов консерватории и артистов камерного хора филармонии, исполнившим под руководством Татьяны Рекичинской фрагмент «Любовь святая» из цикла Г.Свиридова «Три хора к драме А.К. Толстого “Царь Федор Иоаннович”» (солировала лауреат Всероссийского и Международного конкурсов Елена Евтушенко) и два номера – «Благослови, душе моя, Господа» и «Трисвятое» – из «Литургии Иоанна Златоуста» К.Шведова.

         Музыкальным приношением от кафедры сольного пения послужила «Легенда» П.Чайковского на слова А.Плещеева в исполнении выпускницы класса И.Я. Маколовой, профессора кафедры сольного пения Валентины Усольцевой и доцента кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Аллы Дудиной. Равновесие чувств и разума проявилось в адекватности манеры исполнения стихотворному тексту.

         Рассказ ведущей о работе Инны Яковлевны солисткой вокальной группы Дагестанского национального ансамбля песни и танца, о годах учебы в Грозненском музыкальном училище, встрече с Геннадием Серафимовичем Маколовым и появлении семьи, в которой росли два сына, вызвали слезы у ее осиротевшего мужа, присутствовавшего на концерте. Этому способствовали красивейшая музыка «Романса» Мурада Кажлаева и необыкновенная задушевность его исполнения солистом филармонии Шамситдином Мирзоевым (кларнет) и Анжелой Гасратовой (фортепиано).

         Бывшие воспитанники Инны Яковлевны, ныне солисты Астраханского театра оперы и балета Евгения Старцева и Руслан Сигбатулин поочередно представили: романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из оперы М.Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и арию князя Игоря из оперы А.Бородина «Князь Игорь». Партию оркестра на фортепиано исполняла заслуженная артистка РФ, профессор Анна Курганова. Перед выходом Евгении Старцевой ведущей был озвучен интереснейший факт биографии: романс Антониды Инна Яковлевна пела в юности (как участница заводской самодеятельности в г. Кургане) в присутствии главы государства, Генерального секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева.

         Allegro h moll Р.Шумана в исполнении заслуженного артиста РФ, профессора Сергея Усольцева стало музыкальным приношением от кафедры специального фортепиано. Не осталась в стороне, выразив свою любовь и память, кафедра камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки. Прелюдия С.Рахманинова (в переложении для виолончели и фортепиано А.Брандукова) была исполнена Ириной Воробьевой (виолончель) и Анжелой Гасратовой (фортепиано).

         Первая часть Сонаты для кларнета и фортепиано К.Сен-Санса прозвучала в виртуозном исполнении лауреата Международного фестиваля, профессора кафедры духовых и ударных инструментов Виктора Смиховского (кларнет) и Анны Бакшеевой (фортепиано).

         Квартет «Скиф» (руководитель – заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ, профессор Александр Мостыканов) исполнил «на помин души» песню О.Гришина «Милая роща» в собственной обработке, вобравшей круг интонационной лексики, способной передавать хрупкую нежность, душевное тепло, благоговение, скорбь и светлую печаль.

         Тонко и выразительно прозвучали: «Молитва» В.Беллини, «Клятва» Г.Доницетти и «Жаворонок» М.Глинки в исполнении  народной артистки РФ, профессора Натальи Тарасовой и лауреата Всероссийского конкурса вокалистов им. В.Барсовой, доцента кафедры сольного пения Татьяны Важоровой. Чуткими аккомпаниаторами вокального дуэта являлись музыканты «Скифа»: заслуженные артисты РФ Александр Мостыканов (балалайка), Александр Бабушкин (баян), Игорь Калина (балалайка-контрабас) и лауреат Всероссийского и международных конкурсов Сергей Соколов (домра-альт).

         После прочтения студенткой театрального отделения Юлией Токаревой «Молитвы» («В минуту жизни трудную …») М.Ю. Лермонтова, прозвучала Органная фантазия f moll В.А. Моцарта (в переложении Ф.Бузони для двух роялей) в исполнении заслуженной артистки РФ, профессора Марины Бесценной и Людмилы Курцберг. Музыка Моцарта стала достойным завершением концертной программы, разнополярной образной наполненностью, символизирующей безжалостную необратимость времени: радость-горе, счастье-одиночество, жизнь-смерть. 

         Вечная светлая память Инне Яковлевне Маколовой

А.В. Свиридова,

заслуженный работник высшей школы РФ,

кандидат искусствоведения, профессор

кафедры теории и истории музыки АГК

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих