О Международной научной конференции в Астраханской консерватории на страницах журнала «Музыковедение»

В ежемесячном научном журнале «Музыковедение» (№12, 2015 год) опубликована статья доктора искусствоведения, доцента кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории, члена-корреспондента РАЕ Владислава Олеговича Петрова, посвященная проведенной в Астраханской государственной консерватории в ноябре 2015 года III Международной научной конференции «Музыкальная наука и искусство в современном мире», в работе которой приняли участие ведущие музыковеды и специалисты в области искусствознания России и зарубежья.

 «Музыкальное искусство и наука в современном мире».

О III Международной научной конференции

в Астраханской государственной консерватории

III Международная научная конференция «Музыкальное искусство и наука в современном мире» проводилась в Астраханской государственной консерватории 12-13 ноября 2015 года при финансовой поддержке Министерства культуры РФ. Уже традиционно в ней приняли участие ведущие музыковеды, исполнители, педагоги России и зарубежья, в докладах которых были подняты актуальные проблемы методологии музыкознания, очерчен характерный для современной музыки круг образов, жанров, стилей, техник, особенностей музыкального языка, рассмотрено творчество крупнейших композиторов. Не остались без внимания вопросы музыкальной интерпретации и музыкального фольклора.

Задачей конференции, по словам председателя Оргкомитета, доктора искусствоведения, профессора, проректора по научной работе Астраханской государственной консерватории Людмилы Владимировны Саввиной, стало привлечение «…как можно большего числа музыкантов-профессионалов, как музыковедов, исполнителей, так и педагогов-практиков». Эта задача оказалась вполне реализуемой. В Оргкомитет конференции также вошли: доктор искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории Владислав Олегович Петров, кандидаты искусствоведения, профессора кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории Ольга Ивановна Поповская и Алевтина Васильевна Свиридова.

12 ноября состоялось Пленарное заседание, на котором выступили доктор искусствоведения, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. Герцена и Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Андрей Владимирович Денисов («О природе и механизмах стереотипов в структуре музыкального текста (комментарии к проблеме)»), доктор искусствоведения, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры социологии и культурологии Кубанского государственного аграрного университета Полина Станиславовна Волкова («“Трикартины П. Клее” Э. Денисова: к вопросу о семиотическом переводе»), доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории и истории музыки, проректор по научной работе Астраханской государственной консерватории Людмила Владимировна Саввина («Можно ли назвать музыкальное мышление ХХ века “казусным”?»), доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Воронежской академии искусств Владислав Эдуардович Девуцкий («Космогонические концепции Густава Малера: Восьмая симфония»), доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Александр Сергеевич Ярешко («Великие звонари России: А. Скрябин, С. Рахманинов»), доктор искусствоведения, профессор Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, Саратовского государственного университета и Саратовского государственного социально-экономического университета Александр Иванович Демченко («Георгий Свиридов середины века. К 100-летию со дня рождения»), доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Ирина Викторовна Полозова («Методологические подходы к изучению взаимодействия древнерусского церковно-певческого искусства с юго-западными славянскими культурами»). Как видно из приведенного списка докладов, их тематика отличалась широким горизонтом научных подходов– от общей семантики музыкального текста до содержательного осмысления отдельных произведений музыкального искусства.

В этот же день состоялось заседание Секции № 1 и Секции № 2 (ведущие – доктор искусствоведения, профессор А.В. Денисов и доктор искусствоведения, профессор И.В. Полозова).

На заседании Секции № 1 – «Методология современного музыкознания» – были представлены следующие доклады: «Музыковедение как органичная часть более сложной системы знаний» (доктор искусствоведения, кандидат философских наук, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Ольга Ивановна Кулапина), «К проблеме отражения публичного пространства в музыке: образ публики или толпы – генезис и эволюция» (кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Института искусств Адыгейского государственного университета Светлана Анатольевна Мозгот), «Учебник гармонии, ставший классикой в музыкальном образовании России» (доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории Павел Порфирьевич Сладков).

В заседании Секции № 2 «Музыкальное искусство: композиция, интерпретация, восприятие»приняли участие кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Сергей Павлович Полозов («О некоторых свойствах художественного замысла музыкального произведения в структуре деятельности композитора»), аспирант Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доктор педагогических наук, профессор М.С.Старчеус) Златта Викторовна Карулина («Интерпретация вокальной классики и смена творческих поколений (на примере сцены письма Татьяны из оперы П.И. Чайковского “Евгений Онегин”)»), кандидат искусствоведения, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского Светлана Степановна Севастьянова («Музыка Прокофьева в кинематографе»), кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки, доцент Международного Славянского института (Москва) Ирина Викторовна Новичкова («Творчество Александра Чайковского: на рубеже тысячелетий»), аспирант кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.В. Саввина) Гиляна Эрдмтаевна Тюмбеева («Концепт “Великая степь” и его значение в творчестве калмыцких композиторов»).

13 ноября состоялось заседание Секции № 3 – «Музыка рубежа ХХ – XXI веков: жанры, стили, техники, имена»и Секции № 4 – «Актуальные вопросы этномузыкознания и краеведения. Композитор и фольклор» (ведущий – доктор искусствоведения, профессор Владислав Эдуардович Девуцкий). Прозвучали следующие доклады: «Триптих “Мадригалы разлук” Николая Драницына как концепт: жизнь – любовь – смерть» (кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории Алевтина Васильевна Свиридова), «Музыка в сфере досуговой практики астраханской молодежи (социологическое наблюдение)» (кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой общегуманитарных дисциплин Астраханской государственной консерватории Елена Борисовна Борисова), «Этические проблемы современного человека в киноискусстве ХХ века» (кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры общегуманитарных дисциплин Астраханской государственной консерватории Елена Анатольевна Соболева), «Свадебный обряд русских сел Башкирии: к вопросу идентичности песенной традиции переселенцев (на материале экспедиций в Свердловской области)» (преподаватель Астраханского колледжа культуры и искусств Елизавета Сергеевна Тыщенко), «Опора на русскую народную песню в процессе постановки голоса преподавателями вокальной кафедры Саратовской консерватории имени Леонида Витальевича Собинова» (преподаватель Саратовского областного колледжа искусств, соискатель кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор И.В. Полозова) Алла Эдуардовна Рудякова), «Аудиовизуальная фиксация современной музыки (по материалам фестивалей “Дни современной музыки в Астрахани”)»  (старший преподаватель кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории Константин Владимирович Гузенко).

В рамках конференции прошли мастер-классыдоктора искусствоведения, профессора, заведующей кафедрой теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Татьяны Викторовны Карташовой («Пути духовного совершенствования в индийской музыке уп-шастрия»), доктора искусствоведения, профессора Российского государственного педагогического университета им. А. Герцена и Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Андрея Владимировича Денисова («Принцип пародии в творчестве Дмитрия Шостаковича»), доктора искусствоведения, профессора, заведующей кафедрой звукорежиссуры Краснодарского государственного института культуры Татьяны Федоровны Шак («Локальный уровень формообразования в музыке кино»), доктора искусствоведения, кандидата философских наук, профессора кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Ольги Ивановны Кулапиной («Современные проблемы курса гармонии»). Мастер-классы логичным образом подтвердили широту затронутых на конференции тем.

На итоговом Круглом столе участники отметили важность именно мультидисциплинарного подхода к изучению музыкального искусства: в рамках одного мероприятия можно было поделиться опытом и в области методологии науки о музыке, и в области освоения новых горизонтов музыкального творчества, интерпретации, восприятия, педагогики в многообразии их проявлений.

По доброй традиции Астраханской государственной консерватории в завершении конференции всем участникам был вручен Сборник статей, изданный к началу мероприятия. Помимо текстов докладов, прозвучавших в ходе работы конференции, в Сборник помещены статьи докторов искусствоведения: профессора, заведующего кафедрой теории музыки Воронежской государственной академии искусств Евгения Борисовича Трембовельского («О внетекстовой составляющей в произведениях искусства»), профессора, заведующей кафедрой истории музыки Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова Веры Ивановны Ниловой («Микроистория и методологический синтез в трудах М.С. Друскина»), доцента кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории Владислава Олеговича Петрова («Ритуализация исполнительского пространства: об одном из знаковых жанров инструментального театра»), преподавателя кафедры музыкально-информационных технологий, ученого секретаря Диссертационного совета Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Марины Викторовны Переверзевой («Техника aléa П.Булеза: между порядком и хаосом»), доцента, заведующей кафедрой музыкально-исполнительских дисциплин, профессора кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Института искусств Адыгейского государственного университета Светланы Ивановны Хватовой («Адыгская композиторская школа: проблемы становления»), профессора кафедры теории музыки Учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки» Раисы Ивановны Сергиенко («Стилевые тенденции в камерно-инструментальном творчестве белорусских композиторов в конце ХХ – первом десятилетии ХХI века»), профессора кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Алевтины Анатольевны Михайловой («Искусство саратовских гармонистов: традиции и современное состояние»), профессора и заведующей кафедрой музыкознания и музыкально-прикладного искусства Кемеровского государственного университета культуры и искусств Ирины Геннадьевны Умновой («К проблеме лирического героя в поэтике композитора Сергея Слонимского»). Также – статьи кандидатов искусствоведения: доцента кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Натальи Владимировны Королевской («Слово как метод: методологические горизонты музыкального смыслообразования»), заведующей кафедрой теории и методики преподавания искусства Белорусского государственного педагогического университета Натальи Валерьевны Бычковой («Фортепианная музыка Эдисона Денисова в русле жанрово-стилистических тенденций русской фортепианной музыки второй половины ХХ века»), профессора кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории Маргариты Геннадиевны Хрущевой («Творчество Ю.Л. Толкача: интерпретации удмуртских народных песен для хора»), доцента кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Андрея Анатольевича Виниченко («Культурная глобализация: анализ определительной системы. Некоторые особенности развития в эпохи рождения джаза и рок-культуры»), кандидата искусствоведения, профессора кафедры народных инструментов Астраханской государственной консерватории Петра Алексеевича Белика («Житийная икона в русском оркестре») и ряда других авторов.

Международный научный форум – конференция «Музыкальное искусство и наука в современном мире» – пролонгированный проект Астраханской государственной консерватории. Приглашаем в следующем году стать участниками конференции авторов и читателей журнала «Музыковедение»! Дополнительная информация о сроках проведения и правилах оформления заявки будет опубликована в журнале в августе 2016 года.

Статья опубликована

в журнале «Музыковедение», №12, 2015 г.

http://musicology.tgizd.ru/ru/arhiv/mount12year2015

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих