Долгожданный концерт

«О России петь – что стремиться в храм…»

И. Северянин

Авторский концерт заслуженного деятеля искусств РФ, композитора, пианиста, просветителя, члена Союза композиторов,  действительного члена и профессора Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина (Санкт-Петербург), награжденного международным обществом писательских союзов орденом «Екатерина Великая» Юрия Дунаева состоялся 15 декабря в Большом зале консерватории.

         Открыл и вел концерт Константин Гузенко. Зал встретил овациями «виновника» торжества, названного ведущим «человеком-солнцем, человеком радости». Однако в обычной обстановке трудно признать в нем знаменитого московского композитора: добрые, чуть прищуренные глаза, мягкая, застенчивая улыбка, спокойна манера держаться… «Противоречие» внешнего облика компенсируется музыкой композитора, талант которого раскрывался постепенно, пока не поднялся на должную высоту, не сформировался неповторимо индивидуальный облик музыканта.

         Сейчас Юрий Дунаев  – автор огромного числа оркестровых, камерно-инструментальных произведений, а также вокальных и вокально-хоровых сочинений, для которых использовал поэзию высокого гражданского пафоса (Г.Р. Державин. Хоровой цикл «Река времен»; М.В. Ломоносов. Вокально-симфонический цикл «Восторг внезапный ум пленил»; И. Северянин. «О России петь…» — номер из оратории «Русь»; С.А. Есенин. Вокальный цикл «Край любимый») и поэтическое слово современников (Н. Карташёва, И. Кобзев, Л. Качинская, Т. Пономарева).

         Патриотизм содержания многих сочинений (кантаты «Дети России», «Моя Россия», «Чтоб на века Россию сохранить», оратория «Русь», «Светоч», «Баллада о Черном море»; вокально-хоровой цикл «Славянский триптих»; песни «Голос матери», «Русская рубашка»; музыка к одноименной поэме В. Сорокина «Дмитрий Донской», «Былина о Святогоре» и другие) связан с темой гражданственности, любви к истории русского народа и государства.

         Среди жанров инструментальной музыки преобладают сочинения с традиционными названиями: партита, прелюдия, баллада, сонатина, соната, токката, напев, тарантелла… Отрадно, что художественная деятельность композитора сохраняет прочную связь с основами музыкальной классики, бесценным опытом минувших столетий, активно вплетающимися в его образно-содержательный звуковой мир.

         Встречу с Юрием Дунаевым астраханцы ждали с нетерпением. Программа концерта подтвердила основные сферы творчества композитора – вокальная и инструментальная музыка, которая была представлена во временном диапазоне свыше 50-ти лет (со дня публикаций сочинений). В озвучивании программы приняла участие исполнительская элита кафедры фортепиано: заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Людмила Круглова (фортепианный цикл «Колокол заговорил»); заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, профессор Людмила Леонтьева (Партита, соч. 10); заслуженная артистка РФ, профессор Лейла Сулейманова (Сонатина, соч. 7); заслуженный артист РФ, профессор Сергей Усольцев (Сюита для фортепиано «Акварели»); заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Елена Винокурова (Четыре прелюдии, соч. 3; две пьесы, соч. 6. – Элегия, Тарантелла), а также лауреат всероссийских и международных конкурсов Елена Давыдова-Михайловская («Напев и токката», соч. 29); профессор кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Галина Волкова (Соната для скрипки и фортепиано, соч. 11; Андрей Волошин – скрипка, Москва), солисты музыкального театра оперы и балета Ольга Войнова (три романса из есенинского цикла «Край любимый»), Наталья Воробьева (Вокализ, три романса из вокального цикла на стихи С.Есенина «Синий май», «О России петь…» на стихи И.Северянина); концертмейстеры Людмила Курцберг,  Алла Дудина.

         Важнейший показатель исполнительского стиля – особый колорит каждого сочинения. И в отдельных сольных композициях, и в вокальных, инструментальных ансамблях господствует красочная звукопись рояля, выразительные возможности динамического и темпового процессов, артикуляция, привлекаются и акцентируются ресурсы гармонии и фактуры (особенно полифонической). Среди композиционных принципов и драматургических приемов отмечу вариативность (систему подобий), игру контрастов, трансформацию интонационно-тембровых (реже – ритмо-фактурных) моделей. Проблема формы проявляется в классико-романтическом ключе: вычленение, дробление мотивов, имитационные сгущения, кульминационные разрастания тематических элементов вплоть до открытой экспрессии. При всем многообразии средств выразительности мелодическое начало является господствующим.

         Астраханцы подарили своему земляку воистину роскошный исполнительский букет из красных роз. Выступление каждого участника – «воздушный поцелуй» от женщин автору сочинения, поклон от мужчин как знак признательности и уважения. Особая благодарность от автора и слушателей организатору и автору идеи Людмиле Кругловой, осуществившей заветную мечту Юрия Дунаева о полномасштабном концерте в родном городе.

         На концерте прозвучала «Баллада о Севастополе» (мировая премьера), посвященная воссоединению Крыма с Россией, в исполнении автора. Безусловно, концерт стал событием и не разочаровал слушателей, поскольку композитор «не бросает нот на ветер», сохраняя с юных лет творческую позицию – сочетать современность и демократичность.

А. Свиридова,

заслуженный работник высшей школы РФ,

кандидат искусствоведения, профессор

кафедры теории и истории музыки

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих