«Отчалившая Русь» в Астрахани

Творчество Георгия Свиридова – огромный индивидуально неповторимый звуковой мир. Будучи верующим человеком, ярко выраженным национальным художником-гуманистом, композитор на всех этапах творческой деятельности пытался сохранить искусство как «храм» духовности, был чужд веяниям модернизма, оставаясь «до крайности простым и ясным» (И.Нестьев).

         Основная область творчества Свиридова – эмоционально полнокровная, разнообразная по художественной содержательности хоровая музыка, о чем свидетельствует значительный список циклических произведений широкого жанрового диапазона: поэма («Поэма памяти Сергея Есенина»,  «Ладога»); оратория-фреска («Патетическая оратория»); кантата («Гимн Родине», «Весенняя кантата», «Светлый гость», «Снег идет», «Ночные облака»); песня («Песня о Ленине», «Курские песни», «Песни безвременья»); концерт («Концерт памяти А.А. Юрлова», «Пушкинский венок»); духовное песнопение («Три хора из музыки к трагедии А.К. Толстого “Царь Федор Иоаннович”», «Песнопения и молитвы»); хоровая и обрядовая миниатюра («Пять хоров на слова русских поэтов», «Хоровод», «Веснянка», «Коляда») …

         Юбилейный концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Георгия Васильевича Свиридова, вобрал в себя мини – и макроциклы хоровой музыки композитора, разделив концерт на два отделения. В первом прозвучали сочинения для хора a cappella: «Господня земля», «Икона», «Вечером синим», «Любовь святая», «Песенка про любовь», а во втором – поэма «Отчалившая Русь».

         Во вступительном слове заслуженный деятель искусств РФ, профессор Любовь Власенко озвучила интересные факты биографии композитора, обобщила пройденный им путь, выделив наиболее значительные творческие вехи — 1950-е, 70-80-е, 90-е годы; дала глубокие по идейно-образному содержанию аннотации исполняемых сочинений.

         Хоровая фактура всегда трактовалась Свиридовым как ансамбль тембровых групп с выразительными и колористическими возможностями каждой. Отсюда разнообразие ее видов: унисоны – средство выражения особо значимой идеи, мысли; гетерофония, антифоны, двухголосие («дуэт согласия»); зоны уплотнения звуковой материи – divisi отдельных или всех партий, сверхмногоголосие …Это многообразие видов хоровой фактуры проливает свет на тонус жизненного восприятия Свиридовым целостной картины мира как эволюции художественных традиций, и в этом он является продолжателем национального стиля духовной музыки, представителями которого были С.В. Смоленский, А.Д. Кастальский, П.Г. Чесноков, А.Т. Гречанинов, С.В. Рахманинов …

         Произведения, вошедшие в юбилейный концерт, создавались в разные годы, поэтому совмещают различные по генетическим признакам типы интонационной выразительности: декламационный (возглас, псалмодия, императив, воззвание, то есть музыкально продекламированная речь «в определенном психологическом состоянии: признание в любви, крик оратора» (Г.Свиридов); кантабильный (ровность «звуковедения»+замедленность дления звуков, мотивов, «бесцезурность» дыхания, ярко выраженные традиции русской протяжной песни, стилистика знаменного распева как зона покоя, духовного преображения, чистоты памяти поколений); гимнический (торжественность, неторопливость, «звонность», весомость, «соборность» – типичный образ церковного славления, рожденный восторгом, восхищением). Все типы интонационности взаимодействуют, порождая неповторимый авторский стиль хоровой музыки, где звучащая ткань определяется образно-эмоциональным содержанием текста.

         Сколько истинных откровений подарила слушателям дирижерская воля при исполнении объединенным хором студентов консерватории и артистов камерного хора филармонии a cappell’ных миниатюр, символом которых является любовь – к Отчизне, Богу – святая и земная … Солировали лауреаты всероссийских и международных конкурсов Ольга Войнова (меццо-сопрано) и Елена Евтушенко (сопрано). Можно удивляться и восхищаться способностью дирижера наполнять живительным током музыки трудные для восприятия партитуры, превращая их по магическому знаку руки в ансамблевое совершенство. Интенсивность концертной деятельности Татьяны Рекичинской поразительна и уже сама по себе свидетельствует о значительном творческом потенциале дирижера. 

         В 1980 году Свиридов поставил себе цель: «приготовить» сочинения – «Светлый гость» и «Отчалившую Русь», что означало сделать оркестровые редакции и исполнить их в новом варианте. К сожалению, это не было осуществлено композитором. Однако благодаря кропотливой работе московского композитора Романа Леденева в 2006 году состоялась премьера кантаты «Светлый гость». Нашла своего со-автора и поэма «Отчалившая Русь» – в лице пермского хормейстера и композитора Дмитрия Батина. Первые исполнения обновленной свиридовской поэмы (для хора, солиста и симфонического оркестра) состоялись в Перми, Магнитогорске, Нижнем Новгороде, а Астрахань стала четвертой в списке городов, где уже прошли или намечены премьеры вокально-симфонического варианта «Отчалившей Руси».

         Свой вариант батинского переложения сделал Леонид Егоров, профессор кафедры хорового дирижирования Астраханской консерватории: функция органа передана двум баянам; синтезатор и арфа заменены двумя роялями. Подверглись изменению штрихи струнной группы оркестра; вместо баритона соло исполняет тенор.

         Главным символом поэмы «Отчалившая Русь», не считая колокольного звона, является парящая в небе птичья стая, а преобладающий фон – осенний безлиственный пейзаж. Но в музыкальном «лике» двенадцати частей воплощены не только ностальгия по отчему дому («Я покинул родимый дом», «Где ты, где ты, отчий дом?»), но и трагические предчувствия («Симоне, Петр. Где ты?»), светлая память о предках («Там за Млечными холмами»), утвердительные интонации надежды («О, верю, верю»), торжество добра, света, переходящее в ликование («О, Родина, счастливый и неисходный час»), на фоне общего звона больших колоколов – «гимн стойкости, твердости духа, бессмертной в памяти народа» (Е.Ручьевская, Н.Кузьмина).

         Сцена едва вместила исполнительский состав: симфонический оркестр студентов консерватории (руководитель – заслуженный деятель искусств Республики Удмуртия Игорь Сметанин, концертмейстер – Елена Иноченко); сводный хор – студенты кафедры хорового дирижирования, камерный хор филармонии, выпускники разных лет (хормейстер – Татьяна Рекичинская); солист – лауреат всероссийских и Международного конкурсов Яо Вэй (тенор); баянисты – Денис Салишкин, Лаура Таутиева; первый рояль – Лариса Билецкая, второй рояль – Валерия Евсеева. И во главе большого исполнительского состава – дирижер Леонид Егоров.

         Можно быть уверенным, что Георгий Васильевич Свиридов одобрил бы астраханский вариант исполнительской версии поэмы «Отчалившая Русь». Она приобрела статус монументальной фрески, словно с гениального полотна сняли слой старого лака. Но, и это главное, сохранилось глубокое уважение к оригиналу, тактичнейшее использование авторских прав, которые текст оригинала представляет дирижеру на его собственное художественное усмотрение.

         Концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Георгия Васильевича Свиридова, порадовал астраханцев грандиозностью замысла, прекрасной музыкой, вдохновенностью исполнения. Свидетельством тому – шквал аплодисментов благодарной публики и «бисовое» исполнение последнего номера поэмы «Отчалившая Русь». Брависсимо!!!

А.В. Свиридова,

кандидат искусствоведения,

профессор, заслуженный работник высшей школы РФ

Фото И.Калины

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих