«ДА» СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ!

о концерте Московского ансамбля современной музыки в Астраханской филармонии

12 октября 2015 года в Астраханской государственной филармонии в рамках Международного фестиваля современного искусства «Каспий – 2015», организованного Министерством культуры и туризма Астраханской области, прошел Концерт Московского ансамбля современной музыки. Концерт, который не только венчает фестиваль, ставя большой восклицательный знак, являясь, пожалуй, самым значимым его событием, но и доказывает, что современная музыка обладает разными образными и содержательными гранями. Отрадно, что программа концерта включала в себя знаковые сочинения российских композиторов, созданных в самых монументальных техниках, жанрах и стилях второй половины ХХ века, среди которых – репетитивная техника (минимализм), полистилистика, перформанс (инструментальный театр), джаз.

Московский ансамбль современной музыки был создан композитором Юрием Каспаровым при поддержке классика отечественного авангарда Эдисона Денисова в 1990 году. Его репертуар включает в себя сочинения разных авторов, как российских, так и зарубежных –  А. Шнитке, Э. Денисова, Э. Вареза, Я. Ксенакиса, Х. Лахенманна, Л. Берио, Л. Ноно. Даже этот далеко неполный список (всего в аспекте творческой интерпретации ансамбля более 50 имен) свидетельствует о глубоком понимании участниками ансамбля необходимости пропагандировать самые знаковые достижения современного композиторского творчества. Неслучайно концерты ансамбля проходят на лучших концертных площадках мира – за свое 25-летнее существование Московский ансамбль современной музыки дал концерты в 25 странах мира, а также, что немаловажно, – в 85 городах России.

В составе ансамбля, выступившего в Астраханской филармонии 12 октября, – Иван Бушуев (флейта), Олег Танцов (кларнет), Владислав Песин (скрипка), Илья Рубинштейн (виолончель) и Михаил Дубов (фортепиано) с замечательным талантом которого интерпретировать современную музыку я столкнулся в 2012 году на фестивале «Художественная культура США: страницы истории», проходившем в Московской государственной консерватории (тогда М.Дубов исполнил в дуэте с Миникой Хаба сверхцикл «Макрокосмос» Д. Крама – см. об этом: Петров В.О. «Художественная культура США: страницы истории» (фестиваль в Московской консерватории) // Камертон: Вестник Астраханской государственной консерватории. Вып 11: сентябрь 2011 – февраль 2012. – Астрахань: Новая линия, 2012. С. 48-52).

Программа концерта состояла из произведений Эдисона Денисова (сочиненная в 1969 году пьеса «DSCH» – посвящение Дмитрию Шостаковичу, о чем говорит присутствие в ее тематизме музыкально-звуковой монограммы из инициалов композитора – в версии для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано), Фараджа Караева («Генерал Би-Лайн – эксцентрик» (2005) для флейты, бас-кларнета и фортепиано, апеллирующей к стилю французского импрессиониста Клода Дебюсси и включающей в себя музыкальную цитату из его фортепианной прелюдии «Генерал Лявин – эксцентрик»), Альфреда Шнитке (сочиненная в ранний период творчества (1963), но уже обладающая собственным индивидуальным почерком, помимо воплощения трагического мировосприятия – тяготением к полистилистике Первая соната для скрипки и фортепиано), ярчайшего представителя постмодернизма, в каждой своей Композиции тяготеющего к новациям, к неповторимости используемых техник и приемов авторской техники Виктора Екимовского (знаменитое «Balletto» (1974), представляющее собой полный юмора образец инструментального театра), Павла Карманова (тяготение композитора к репетитивной технике, к минимализму весьма ярко заявило о себе в трио «Подарок самому себе на день рождения» (1993) для кларнета, виолончели и фортепиано, помимо этого также имеющего отношение к инструментальному театру: исполнители появляются на сцене и уходят с нее в соответствии с авторским концептом) и Николая Капустина (Трио для флейты, виолончели и фортепиано (1998) синтезировало в себе традиции и новации академической музыки и джаза). Лишний раз подчеркну, что программа представленного Московским ансамблем современной музыки концерта изобиловала образной, жанровой разнополярностью исполняемых сочинений, что дало возможность слушателям и зрителям (!) одновременно представить общую парадоксальную картину отечественной музыки второй половины ХХ столетия, противоречивую, в чем-то – возможно – сложную для восприятия и понимания. Тем не менее, концерт имел огромный успех, о чем свидетельствовали многочисленные крики «Браво!» – от, надеюсь, теперь преданных поклонников-астраханцев данного ансамбля! 

Отдельно хочется отметить великолепный конферанс директора ансамбля, музыковеда Виктории Коршуновой, не только весьма ярко со сценической точки зрения представившей публике историю ансамбля, но и комментирующей творческий метод композиторов, чьи произведения исполнялись в этот вечер.

 

В.О. Петров,

доктор искусствоведения,

доцент кафедры теории и истории музыки

Астраханской государственной консерватории

 

Фото с сайта Министерства культуры и туризма Астраханской области

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих