«Реквием» Моцарта в Астраханской консерватории Памяти народного артиста России Владимира Верина
(1948-2015)

         «Какая глубина, какая смелость и какая стройность!». Как верно сказано о «Реквиеме» Моцарта в маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери». А выдающийся музыковед ХХ века Асафьев говорил, что это – «реквием-уникум, единый, неповторимый, рожденный из скорби его творца».

         Наверное, нет в мире такого академического хора, который бы не мечтал об исполнении «Реквиема» Моцарта. Но далеко не всем хоровым коллективам по силам такая музыкальная вершина, ведь певцам нужно обладать не только высокой степенью вокально-ансамблевой техники, но и развитым интеллектом. К тому же для полноты воплощения авторского замысла здесь требуется не только хор, но и вокальный квартет, и симфонический оркестр, то есть единый по музыкальному стилю исполнительский ансамбль. Поэтому концертные афиши с исполнением моцартовского «Реквиема» довольно редкое явление даже в российских музыкальных центрах. Но каждый раз, где бы ни исполнялся «Реквием», это неизменно становится событием культурной жизни. И, если вспомнить о музыкально-исполнительской деятельности в Астрахани, то можно сказать, что астраханской публике посчастливилось слушать моцартовский шедевр «живьем» – в духовных концертах Артура Каппа (в 1900-х гг.) и, особенно, в программах творческих коллективов Астраханской консерватории, открывшейся в 1969 г.

         Впервые на сцене большого зала Астраханской консерватории «Реквием» Моцарта прозвучал 27 марта 1982 г. Исполнительский ансамбль – студенческий хор, солисты Г.Шульга (сопрано), Л.Власенко (меццо-сопрано), В.Лукашевич (тенор), Б.Хечумян (бас), в сопровождении двух роялей (концертмейстеры – Г.Ардаширова, Н.Фомичева) – объединила руководитель хора, старший преподаватель Н.Иванова. Это был ее заключительный аспирантский экзамен, на котором присутствовали педагоги ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных – доцент Л.А. Попова и заслуженная артистка РСФСР, доцент М.А. Бондарь. А с симфоническим оркестром консерватории «Реквием» (в том же вокально-хоровом составе, кроме партии солирующего баса, которую на этот раз пел В.Горчаков) впервые исполнялся 5 декабря 1982 г. (непосредственно в день памяти Моцарта). Дирижировал старший преподаватель Ю.Иванов.

         В 1983 г. «Реквием» Моцарта вновь прозвучал на выпускном аспирантском экзамене – преподавателя В.Кима, в присутствии его творческого руководителя из Горьковской (Нижегородской) консерватории профессора Г.А. Годзевича. В сопровождении рояля (концертмейстер Т.Ким) пели: студенческий хор (руководитель Н.Иванова) и солисты – Г.Шульга, Л.Власенко, В.Лукашевич, В.Горчаков.

         В 1987 г. моцартовский «Реквием» был заявлен в консерваторском абонементе «Музыка и религия», с участием хора (руководитель С.Комяков), вокального квартета в составе: Н.Синева (сопрано), М.Попандопуло (меццо-сопрано), А.Куропатов (тенор), В.Молоканов (бас), а также концертмейстеров Л.Кругловой и М.Иванова. Дирижировал С.Комяков.

         В последующие годы «Реквием» исполнялся исключительно с оркестром. Так¸ 5 декабря 1991 г., с посвящением 200-летию со дня смерти Моцарта, это произведение прозвучало в исполнении хора (руководитель С.Комяков), Г.Щербаковой (сопрано), Л.Власенко (меццо-сопрано), А.Нестерова (тенор), А.Антонова (бас) в сопровождении камерного оркестра Астраханской филармонии, с участием приглашенных студентов-духовиков. Дирижировал заслуженный деятель искусств России М.Щербаков. А в 1992 г., во время III Международного фестиваля вокального искусства им. В.Барсовой и М.Максаковой, в «Реквиеме» с хором консерватории и фестивальным симфоническим оркестром солировали лауреаты международных конкурсов, певцы из разных городов СНГ: сопрано М.Алавердян (Украина, Одесса), меццо-сопрано Л.Иванова (Россия, Москва), тенор Ю.Жур (Украина, Одесса), заслуженный артист Латвии, бас С.Изюмов (Латвия, Рига). Исполнение этого ансамбля под руководством М.Щербакова гость Фестиваля, концертмейстер Д.Лернер (он являлся партнером в концертных выступлениях выдающейся певицы, народной артистки СССР М.Максаковой) назвал «необыкновенным явлением Астраханского фестиваля».

         После большого перерыва, 5 декабря 2001 г. «Реквием» вновь прозвучал на сцене большого зала консерватории в исполнении: хора (руководитель С.Комяков), квартета солистов – С.Голикова (сопрано), заслуженная артистка РФ М.Попандопуло (меццо-сопрано), А.Лаптев (тенор), заслуженный артист РФ В.Белюсенко (партия баса) и симфонического оркестра под управлением заслуженного артиста РФ, профессора Ф.Сепкулова.

         А наиболее яркие впечатления от исполнения моцартовского «Реквиема» оставил концерт, состоявшийся 18 апреля 2007 г., в рамках IV Пасхального фестиваля и, что особенно знаменательно, во Всемирный день исторических памятников и исторических мест, ведь «Реквием» Моцарта – бесценный памятник мировой музыкальной культуры. Можно сказать, что тогда устроителями концерта, во главе с проректором по концертной деятельности консерватории, народной артисткой РФ, профессором Н.К. Тарасовой, был подобран идеальный исполнительский ансамбль хора, солистов и оркестра. Слаженный вокальный квартет представляли: лауреат Всероссийского конкурса, сопрано Т.Важорова (Астрахань), лауреат международных конкурсов, солистка Санкт-Петербургского Мариинского театра оперы и балета, меццо-сопрано Е.Крапивина (Санкт-Петербург), тенор С.Тарасов (Астрахань), народный артист РФ, солист Саратовского театра оперы и балета, бас В.Верин (Саратов). Вспоминая об этом концерте, заслуженный артист РФ, профессор С.Е. Комяков заметил, что «впервые хору консерватории в исполнении «Реквиема» не мешал петь оркестр, потому что дирижер Л.Егоров смог “усмирить” оркестрантов и заставить их играть гибким, легким “венским” звуком». А еще нельзя не вспомнить, что, когда Сергея Евгеньевича как руководителя хора пригласили для поклона на сцену, Владимир Васильевич Верин пожал ему руку, сказав при этом: «Какой хороший хор Вы воспитали!».

         Публика стоя долго и дружно аплодировала исполнителям. А после концерта к Л.Егорову подошел присутствовавший на концерте гость из Москвы, академик А.Комиссаренко, который выразил свое восхищение в сравнении молодых исполнителей – студентов консерватории – с профессиональными западноевропейскими музыкантами: «Я слушал «Реквием» Моцарта в концертном зале Амстердама и в костеле в Варшаве. Это произведение всегда производит необыкновенно сильное впечатление. Вы оказались на высоте. Душа очистилась» (об этом пишет известный астраханский журналист Н.Куликова в статье «Чтобы душа очистилась», опубликованной не только в газете «Волга», но и в изданной в Астрахани в 2008 г. уникальной книге «Астрахань. Дельтовые города мира», см. на с.303).

         Посвящая этот очерк памяти известного саратовского оперного певца и педагога-вокалиста Владимира Васильевича Верина, скоропостижно скончавшегося 6 сентября 2015 г., нельзя не выразить глубокого сожаления, что творческое общение с выдающимся певцом-артистом, обладателем бархатного, насыщенного по тембру, большого диапазона голоса, блиставшего в оперных партиях Мельника, Кончака, Варлаама, Хованского, Гремина, Рамфиса, Зарастро и других, – в Астраханской консерватории ограничилось лишь совместным исполнением  «Реквиема» Моцарта. И хотя он сам был не против приглашения в качестве солиста в программе русской духовной музыки​ и в оратории «Сотворение мира» Гайдна, но чрезвычайно плотный  график  артистической и преподавательской деятельности в Саратове (тем более, что он постоянно гастролировал по стране и за рубежом) не позволил ему участвовать в осуществлении  этих творческих проектов Астраханской консерватории.

Л.П. Власенко,

заслуженный деятель искусств РФ,

профессор АГК

 

Фото К.Гузенко

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих