Книгу об Астраханской консерватории прочитали в Санкт-Петербурге

На электронную почту нашей консерватории поступил интересный отклик на книгу «Здесь живет музыка. К 45-летию Астраханской консерватории», написанный в жанре эссе Александром Алексеевичем Муриным, петербургским хормейстером, педагогом, композитором, ведущим радиопередач и автором множества содержательных публикаций о музыке и музыкантах, в том числе познавательных книг: Как очевидец. Статьи и рассказы разных лет. — СПб, 2011; Записки капелльского очевидца. Неслучайные встречи. — СПб, 2015.

Предлагая ознакомиться с текстом данного Отклика, нельзя не заметить, что и в этом случае А.А. Мурин не ограничивается лишь оценкой весьма объемной книги о нашем вузе (840 стр.), но и делится – как очевидец – некоторыми подробностями биографии известных отечественных музыкантов, работавших в Астраханской консерватории.

murinAAА.А. Мурин

(фото с сайта http://kapellanin.ru)

 

О книге «Здесь живет музыка»

(К 45-летию Астраханской консерватории)

Держу в руках книгу «Здесь живет музыка», которую мне привезли с Волги. Я искренне позавидовал астраханцам. Стыдно сказать, ни московские музыканты, ни деятели северной столицы не удосужились «родить» подобное издание. Хотя недавно мы с размахом отметили 150 лет основания А.Г. Рубинштейном первой русской консерватории. Да что консерватория!!! Мы пропустили 200-летие со дня рождения первого учителя П.И. Чайковского, выдающегося хормейстера, композитора Г.Я. Ломакина. А его имя выбито золотом на фронтоне Капеллы рядом с именами М.И. Глинки и Д.С. Бортнянского.

В свете вышесказанного книга астраханцев уникальна. В ней подробные очерки об основателях вуза и о нынешних педагогах. Надо воздать должное вдохновительнице и составителю книги, автору 35 очерков-портретов, Заслуженному деятелю искусств России, профессору Л.П. Власенко. Да и другие авторы этого 800-страничного труда достойны самой высокой оценки. Особая благодарность уважаемому профессору С.Е. Комякову за финансовую поддержку этой замечательной книги. Мой поклон ему и его деяниям!

Книга – это история 45-летней жизни астраханского вуза со всеми катаклизмами, взлетами, трудностями, что испытала наша многострадальная матушка Россия.

С большим интересом прочел очерк о самой Л.П. Власенко. Помню ее начинающим хормейстером в классе народной артистки России, профессора Ленинградской консерватории Е.П. Кудрявцевой. Первые шаги в Хоре любителей пения Ленинграда. Рад, что она стала выдающимся Педагогом, Музыкантом, Хормейстером, достойным своего великого Учителя. Замечательный очерк Л.П. Власенко о первом ректоре Астраханской консерватории профессоре А.Ф. Ушкареве. Помню его еще с далекого военного 1942 года в кировской деревне Арбаж, куда из блокадного Ленинграда было эвакуировано Хоровое училище капеллы. Незабвенный ученик М.А. Балакирева и Н.А. Римского-Корсакова Палладий Андреевич Богданов учил нас в суровых условиях через музыку, пение – человечности музыканта. Ребята все делали сами. Заготовляли дрова, давали концерты в соседних деревнях и учились, учились. По негласной традиции мальчишечьей бурсы каждый имел прозвище. У Толи оно было необычным – Ухо! Он с Миной (В.Н. Мининым), Козлом (Ф.М. Козловым), Флярой (А.Н. Флярковским) рубили дрова, а я таскал их в дом, где Козырь (С.П. Козырев) с Косым (А.А. Юрловым) бросали в топку круглой печки: «Тощей Кобыле (мое прозвище и по сей день) больше одного полена не нагружать! Помрет, перед Мамой Лизой (Е.П. Кудрявцева, дирижер взрослой капеллы) не отмоешься!».

С тех пор прошла целая жизнь! Профессор А.Ф. Ушкарев издал в 1982 году книгу «Основы хорового письма» и прислал ее Маме (Е.П. Кудрявцевой) с трогательным посвящением «Дорогой Елизавете Петровне – первому, чудному музыканту, научившему меня петь в хоре с самыми сердечными и добрыми чувствами от автора».

В книге он цитирует полностью мой разбор и анализ хора А.Т. Гречанинова «Север и юг» без ссылки на автора. При встрече в Москве я заметил Анатолию Федоровичу об этом! Он смущенно в ответ: «Знаешь, Кобыла, у Папы Саши (так мы величали за глаза А. В. Свешникова) после его кончины в письменном столе обнаружил толковую работу о композиторе, без начала и конца, и не знал, что это твоя! Прости, грешника-капелланина!» Я обнял друга. Это была наша последняя встреча!

Изумителен в астраханской книге портрет Н.Н. Калинина. Когда в 70-годах я работал в Ленконцерте с народными певицами, с квартетом «Сестры Федоровы», общался с этим великим Музыкантом и его оркестром.

Очерк о В.П. Попове. Опять знакомый! Именно он записал с Андреевским народным оркестром мою сюиту «Монастырские песни». На основе фонограммы на ТВ был снят фильм. Забавно было видеть знакомых музыкантов в русских расшитых рубахах и в сарафанах, и самого Владимира Павловича среди них.

Еще много можно сказать о книге и ее героях. Желаю Астраханской консерватории долгого горения во славу нашего великого российского народа!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих