«До звезды – шагать и шагать по тернистым тропам»

Ректор Астраханской консерватории, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ, профессор А.В. Мостыканов ответил на вопросы пресс-секретаря областного министерства культуры и туризма Е.И. Лысенко, касающиеся образовательной и концертно-просветительской деятельности нашего вуза. Интервью опубликовано в общественно-политической газете Астраханской области «Волга» 7 июля 2015 г.

Александр Мостыканов:

«До звезды — шагать и шагать по тернистым тропам»

Ансамбль русских народных инструментов «Скиф» – лауреат всероссийских и международных конкурсов – хорошо известен не только в России, но и за рубежом. Вот уже почти четверть века его возглавляет заслуженный деятель искусств РФ Александр Мостыканов. Он же более 10 лет является ректором Астраханской государственной консерватории и более 30 лет преподает в этом учебном заведении.

 

Наставник и его ученики.

– Трудно Вам сочетать сразу три ипостаси: ректора, артиста, педагога?

– Я не стремился быть ректором, так сложилась моя творческая судьба, с 5 курса преподавал, затем немного работал проректором, в 2003 году избрали ректором. Вот уже третий срок на этой должности, и 33 года – как занимаюсь педагогической деятельностью. Я даже не знаю, кто я больше – артист, педагог или руководитель. Все это во мне переплелось, и одно от другого неотделимо.

– У Вас много было учеников, можете кого-либо выделить?

– Я не могу кого-то выделить, горжусь всеми, потому что в основном они работают по специальности в Астраханской филармонии, в детских музыкальных школах. Недавно порадовался еще за одного из своих первых учеников. На заре 90-х, в кризисное время, он уехал в Испанию зарабатывать деньги, сменил профессию, стал строителем. Мне, конечно, было обидно, талантливый был балалаечник. И каково же было мое удивление, когда в начале года он мне позвонил и попросил встретиться в Москве и подобрать ему балалайку. Оказывается, он все это время играл для души, а потом организовал концертный дуэт в Испании. Сегодня дуэт популярен, его приглашают выступать на различных торжествах.

Растет у нас и смена. Три года назад, на двадцатилетие ансамбля «Скиф», мы создали «Дубль Скиф». В него вошли четверо юных музыкантов: Андрей Мордяшов (балалайка), Евгений Рахматулин (домра), Максим Хисамов (балалайка-контрабас) и Андрей Ким (аккордеон). Сегодня Мордяшов и Хисамов учатся в музыкальном колледже им. М. Мусоргского, Ким – студент-первокурсник Астраханской консерватории, Рахматулин учится в ДШИ № 2. Ансамбль получился интернациональным, в него вошли кореец, татарин и русские. Руководит коллективом педагог-музыкант Алла Покусаева, я его курирую. Приятно, что недавно в Краснодаре на Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах «Дубль Скиф» завоевал Гран-при.

«Миллион алых роз» по-корейски

– Вы объездили много стран с концертами. А какие выступления Вам особенно запомнились?

– Мы побывали в Германии, Франции, Дании, Финляндии, Норвегии, Австрии, Голландии, Китае, Саудовской Аравии и других странах. Конечно же, запомнилась Саудовская Аравия, пять лет назад мы там были в составе российской делегации на Национальном фестивале фольклора и культуры. Мы были не только первыми российскими музыкантами, выступившими в этой закрытой стране, но вообще первыми европейцами. Принимали тепло и радушно, об этом много писали их местные газеты.

Запомнился и Грац в Австрии, его Большой академический зал на 1 200 мест. Это один из лучших залов Европы, там собирается самая искушенная публика, ее трудно чем-либо удивить, но нас она приветствовала стоя.

В прошлом году мы две недели гастролировали по Южной Корее. Корейцы – музыкальный народ, у них утонченная, своеобразная душевная органика. Пользуются большим успехом наша классика и лирические русские мелодии. А на бис пришлось играть и популярную эстраду – «Журавли» и «Миллион алых роз». Мы играли тему, а зал нам подпевал по-корейски.

– Не кажется ли Вам, что у нас в стране все же мало интересуются классикой, считая ее музыкой элитарной, не для всех?

– Меня очень волнует сегодняшнее отношение к классическому искусству. Я твердо убежден, что с детского сада надо прививать любовь к классическому искусству, делать некую прививку хорошего вкуса. Дети должны воспитываться на лучших образцах музыки, живописи, литературы. А у нас сегодня количество уроков музыки в школе сокращено, на телевидении пропагандируется в основном попса. Родители тоже стремятся увидеть сиюминутный успех своих детей, поэтому ведут их заниматься в вокальные и театральные студии. Выступил на конкурсе – и уже звезда, а до звезды – шагать и шагать по тернистым тропам. Ведь настоящим музыкантом можно стать, занимаясь не одно десятилетие. Российская трехступенчатая система музыкального образования (школа – ссуз – вуз) по-прежнему остается лучшей в мире. И нам сейчас важно сохранить эту систему. В тесном контакте по этому вопросу мы работаем с региональным министерством культуры и туризма.

Кто будет играть на гобое?

– В связи с непростой экономической ситуацией в стране как Вам удается поддерживать престиж профессии музыканта?

– В последнее время у нас есть некоторые проблемы с набором абитуриентов на отдельные специальности. Если на народные инструменты, фортепиано у нас с набором более или менее порядок, то со струнниками и духовиками проблема, не хватает виолончелистов, флейтистов, трубачей, валторнистов. Но особенно страдаем и мы, и, соответственно, музыкальные учреждения области от нехватки музыкантов, играющих на фаготе и гобое. Инструменты специфичные, дорогие, не каждый его купит. Гобой стоит от 250 тысяч рублей и выше, фагот — от 1 млн. рублей.

В настоящее время в консерватории действует 11 кафедр, второй год в учреждении открыты новые специальности: «Актерское искусство. Артист драматического театра», «Хоровое народное пение», «Музыкальное искусство эстрады. Инструменты эстрадного и джазового оркестра». Новые специальности востребованы у абитуриентов, особенно большой конкурс на «Актерское искусство».

Вместе с региональным министерством культуры и туризма мы проводим ярмарку вакансий учебных заведений культуры и искусства. Мероприятие позволяет руководителям учебных заведений оценить ситуацию на рынке труда, а выпускникам – напрямую решить вопросы трудоустройства.

Как видите, в наше непростое время мы все вместе пытаемся решать вопросы профориентации, трудоустройства. Я же свое предназначение вижу в том, чтобы как можно больше молодых людей привлечь к занятиям музыкой, и всегда говорю им: хочешь посмотреть мир – иди в консерваторию. Мой пример – тому подтверждение.

Елена Лысенко

(опубликовано в газете «Волга», №46. Вторник, 7 июля, 2015 г.)

Ссылка на архив номеров газеты «Волга»

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих