На концертах-экзаменах выпускников по специальности «Дирижирование академическим хором»

         2015 год богат на юбилейные даты, памятные события как в истории Российского государства – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, Год русской литературы, так и в рамках вуза – две премьеры: в конце апреля прозвучала оперетта Листова «Севастопольский вальс», в середине мая – монументальное сочинение Дженкинса «The Armed Man: A Mass for Peace».

         Эти значимые для страны и культуры города события не могли не найти отражение в репертуаре двух ведущих хоровых коллективов – студенческого хора консерватории и камерного хора филармонии.

         В этом году Государственная аттестация кафедры хорового дирижирования была представлена, по традиции, как экзамен-концерт, а обширная программа отразила все то, что волновало людей весь предъюбилейный год – любовь к Отечеству, многонациональной культуре нашей страны, региональной специфике малой Родины.

         Возглавил Государственную аттестационную комиссию профессор кафедры хорового дирижирования РАМ им. Гнесиных, заслуженный деятель искусств РФ Джандаров Т.З.; члены комиссии: зав. кафедрой хорового дирижирования, профессор, заслуженный деятель искусств РФ Власенко Л.П.; профессор, заслуженный артист РФ Комяков С.Е.; профессор кафедры хорового дирижирования Егоров Л.Н.; доцент Камратова А.Д.

         Из прозвучавших сочинений в первую очередь назову Мессу мира «Вооруженный человек» Карла Дженкинса, музыка которой, олицетворяющая Дух войны, сохранила многие важнейшие инструменты (ритмо-фактурное остинато, тембры медных духовых и флейты-пикколо, набор ударных инструментов) и вокальные составляющие «образы нашествия» (прием скандирования текста, современные техники композиции – алеаторику, сонористику, кластерные звуко-«гроздья»). Элементы концертной иллюстративности привнес инструментальный ансамбль в составе: флейта (И.Шейко), три трубы (П.Попов, А.Сомов, С.Меркулов), виолончель (С.Сизова), орган (Н.Муравьева), фортепиано (А.Гасратова), ударные (О.Горяева, Е.Эрдни-Горяева, Ю.Блягоз).

         Партитура «Мессы» Дженкинса была распределена между выпускниками-дирижерами Живковой Маргаритой (№№ 1, 3) – класс профессора Г.А. Дунчевой; Абрамовой Татьяной (№№ 5, 6, 7) – класс профессора С.Е. Комякова; Афониной Анастасией (№№ 8, 9, 10), Яковлевой Ариной (№№ 12, 13) – класс профессора Л.П. Власенко.

         Поэзия «золотого века» — стихи «солнца русской поэзии» А.С. Пушкина – нашла отражение в хоровом цикле астраханского композитора Александра Рындина. Были исполнены все три хора: «Три ключа» (дирижер Маргарита Живкова), «Соловей и роза» (дирижер Александра Овчарова), «Пускай увенчанный любовью красоты» (дирижер Людмила Чучаева) – из цикла «Три хора на стихи А.Пушкина». Поэзия современника Пушкина – Лермонтова прозвучала в двух хоровых миниатюрах Александра Кнайфеля (дирижер Анастасия Афонина). Не была обойдена и поэзия ХХ века: хор студентов консерватории исполнил хоровой опус Анатолия Королева «Мы не пьем вина…» на стихи Иосифа Бродского (дирижер Арина Яковлева), в творчестве которого основными являются оппозиции «вещи» и «пустота», «бытие» и «ничто» (Ю.Лотман).

         Важным, с точки зрения мировоззренческих основ, нравственных, эстетических идеалов, непреходящего опыта мировой культуры является пласт духовной музыки, вместивший фрагменты: из мессы «Вооруженный человек» Палестрины, кантат №№6, 23 Баха, «Stabat Mater» Пуленка; «музыкальную летопись» разновременных гимнографических традиций: «Литургия Иоанна Златоуста» («Отче наш», «Господи, спаси благочестивыя» и «Трисвятое», «Символ веры», «Благослови душе моя Господа») К.Шведова; «Из Ветхого Завета» («Господня земля») Г.Свиридова; «Страсти по Анне» В.Ходоша; цикл «Три хора на тексты православных молитв» С.Комякова. Дирижерами этих сочинений стали Маргарита Живкова, Людмила Волосова (класс профессора Г.А. Дунчевой), Татьяна Абрамова, Ангелина Мисурина (класс профессора С.Е. Комякова), Людмила Чучаева, Александра Овчарова, Баира Ходжигорова (класс профессора Л.П. Власенко), Гюльнара Бикчантаева, Елена Зимина (класс профессора Л.Н. Егорова). Как не процитировать стихи Николая Ушакова:

                                                                  Мне дорог Бах…

                                                                  Ну, как бы вам сказать,

                                                                  Не то, чтоб нынче музыки не стало,

                                                                  Но вот такого чистого кристалла

                                                                  Еще нам не являла благодать…

         Особо отмечу впечатляющую премьеру «Трех хоров на тексты православных молитв» С.Комякова – хоровика-практика, дирижера, аранжировщика с огромным педагогическим стажем. Это произведение достойно представил хор консерватории под управлением выпускницы класса С.Е. Комякова Ангелины Мисуриной. Знакомство с партитурой «хоровых молитв» С.Комякова позволяет поделиться своими наблюдениями. Бережно сохранена стилистика, что говорит о свободном владении любыми способами организации звукотекста: монодическим (со стремлением усилить воздействие слов), гетерофоническим (синхронное звучание разных вариантов одной мелодии с неупорядоченной диссонантностью вертикали), контрапунктическим, аккордовым. Результат этого точного знания стилей разных эпох – собирательность как «единение достоверностей» в каждой музыкальной фразе, соответствие музыкально-интонационального развертывания текста молитв в виде «исторической памяти». Цикл молитв С.Комякова – это «музыкальная икона» – триптих-складень с двумя закрывающимися створками, но икона, услышанная чутким ухом музыканта XXI века. Именно потому необычны (с точки зрения общепринятых норм) красоты гармонии строго стиля, антифонные переклички унисонов и четырехголосного tutti, разнообразные по партитуре гетерофонные «узелки» в виде вертикальной диссонантности, в том числе окончание цикла «разнозвучием» – гетерофонной секундой вместо устойчивой тоники.

         Под руками студентов-выпускников предстали все градации оттенков от воздушной прозрачности, призрачности, ликования до покаянной исповедальности, трагичности, страдающей и метущейся человеческой души.

         Отдельный пласт программы Государственной аттестации – творчество композиторов, основной областью которых являются музыкально-сценические жанры, в том числе оригинальные формы сочетания декламации, пения, пантомимы, танца и музыки в рамках сценического действия, так и в концертном (кантатно-ораториальном) плане. В программу, исполненную хором Астраханского государственного театра оперы и балета (главный хормейстер – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Г.А. Дунчева), вошли: Хор поселян (IV действие) и «Пляска с хором» из половецкого акта (II действие) оперы «Князь Игорь» А.Бородина; фрагменты кантаты «Carmina Burana» К.Орфа. Дирижером «Половецкой пляски» являлась Ангелина Мисурина (класс профессора С.Е. Комякова), солировал Артур Оганисян. Хором поселян дирижировал Валерий Казанцев (класс профессора Л.Н. Егорова), он же поделил с Людмилой Волосовой (класс профессора Г.А. Дунчевой) номера из кантаты К.Орфа «Carmina Burana»; солировали Руслан Сигбатулин и Евгения Старцева, концертмейстер Анжела Гасратова.

         Два дня Государственных экзаменов по специальности «Дирижирование академическим хором» показали широту стилистического диапазона сочинений, отобранных для итогового показа профессиональных качеств выпускников. Результатами одного из направлений региональной образовательной политики стало исполнение переложений Гюльнарой Бикчантаевой (класс профессора Л.Н. Егорова) для смешанного хора «Двух татарских песен» в обработке Ш.Шарифуллина, а также песен «Айжаяк» и «Плясовая» из цикла А.Даурова «Пять горских песен» – дирижер Александра Овчарова (класс профессора Л.П. Власенко), соло ударных Юнус Блягоз.

         Завершился экзамен Концертом-рапсодией «Песни сердца» Э.Фертельмейстера в исполнении сводного хора консерватории и камерного филармонии, а также инструментального трио в составе: Надежда Быкова (скрипка), Шамситдин Мирзоев (кларнет), Анжела Гасратова (фортепиано). Номерами рапсодии дирижировали: Баира Ходжигорова (класс профессора Л.П. Власенко) и Елена Зимина (класс профессора Л.Н. Егорова).

         Если попробовать привести к общему знаменателю смыслообразующую составляющую всех сочинений программы данного Государственного экзамена, то это – духовность национального сознания (будь то И.С. Бах, К.Дженкинс, К,Орф, Ш.Шарифуллин, Г.Свиридов, А.Кнайфель, А.Королев, К.Шведов, Э.Фертельмейстер, А.Рындин, С.Комяков… ). Это мудрость человеколюбивого закона всепрощения, милосердия как средства противопоставления злу и насилию. Так или по-другому восприняло высокое жюри программу Государственного экзамена-концерта, но оценки говорят сами за себя: из 12-ти выпускников (7 по программе специалитета и 5 – по программе бакалавриата) 8 получили отличные и 4 – хорошие оценки. Безусловно, успешная аттестация выпускников кафедры хорового дирижирования – это результат целенаправленной профессиональной подготовки молодых специалистов опытными педагогами дирижерских классов – профессорами Власенко Л.П., Комяковым С.Е., Дунчевой Г.А., Егоровым Л.Н., а также прекрасно организованной творческой работы хорового класса, возглавляемого старшим преподавателем консерватории и художественным руководителем камерного хора филармонии Т.В.Рекичинской.

А.В. Свиридова

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки,

заслуженный работник высшей школы РФ

Фото И.Калины, К.Гузенко

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих