Еще одна премьера

         В Большом зале консерватории впервые в Астрахани прозвучала «The Armed Man: A Mass for Peace» британского композитора Карла Дженкинса. В начале вступительного слова заслуженный деятель искусств РФ, профессор Любовь Власенко поблагодарила народную артистку РФ, профессора Наталью Тарасову за инициативу подготовить сочинение, ставшее популярным во всем мире, объединенными силами консерватории и филармонии для фестиваля «Мир и война». Как известно, месса «The Armed Man; A Mass for Peace» была сочинена по заказу Королевской Оружейной палаты для торжественной встречи Миллениума. Композитор посвятил ее жертвам Косовской войны. Впервые Месса была исполнена в Альберт-Холле Национальным молодежным хором Великобритании и Лондонским филармоническим оркестром 25 апреля 2000 года. С тех пор эта Месса прозвучала не менее 1000 раз во многих странах мира, включая Россию.

         Уникальность произведения Дженкинса – в том, что оно соединяет канонические тексты католической мессы (Kyrie eleison, Sanctus, Agnus Dei, Benedictus), строфы из псалмов Давида, чтение суры из Корана, фрагменты из древнеиндийского эпоса «Махабхарата», а также стихи Р.Киплинга, Д.Драйдена (со строкой из Горация), Г.Уилсона, Т.Мэллори, А.Теннисона, Т.Санкиши. Композитор сознательно объединил тексты (на греческом, латинском, английском, французском, арабском языках), относящиеся к разным жанрам, стилям, эпохам, традициям, поскольку глобальная тема сочинения – мир на всей планете – касается всего человечества, а не отдельных мировых культур и цивилизаций.

         Именно потому, что ХХ век стал апогеем самых кровавых войн, массового уничтожения людей (достаточно вспомнить Первую мировую, Вторую мировую и Великую Отечественную, атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки), тема французской песни XV века «L’ homme armé» – «Вооруженный человек» – в музыке современного композитора не потеряла своей актуальности, олицетворяя, как и прежде, Дух войны.

         История возникновения и бытования «L’ homme armé» (песня появилась после Столетней войны в Европе XIV-XV вв. и сразу стала тематической основой более 30 месс представителей различных национальных полифонических школ XV – XVI веков) не могла не наложить отпечаток на музыкальное мышление Дженкинса. В связи с этим нельзя не отметить «пролога» концерта, когда еще до выхода на сцену хора и оркестра с балкона неожиданно прозвучал фрагмент (Kyrie) из мессы «L’ homme armé» итальянского композитора XVI столетия Дж. Палестрины (в исполнении камерного филармонического хора под управлением Т.Рекичинской). И ведущая, которая разработала сценарий незабываемого фестивального вечера, пояснила, что это – «перекличка XVI и XX веков», подчеркнув, что Месса Палестрины на тему «L’ homme arme» является эталоном полифонии строгого стиля, а отголоски такого стиля публика услышит в музыке Дженкинса (в среднем разделе «Kyrie»).

         Композиция мессы Дженкинса включает 13 номеров: в первом и последнем разрабатывается тема «L’ homme armé», причем 13 номер – динамическая реприза на слова «Мир лучше войны» (Т.Мэллори) и «Проводим звоном колоколов тысячу войн» (А.Теннисона).

         Музыка потрясающей красоты претворила стилистику И.С. Баха, ламентозные интонации жертвоприношения, лексику григорианского хорала, традиционное мусульманское возглашение. В музыке «войны» (массовые жанры ХХ века, одним из которых является песня-марш) важнейшая выразительная роль принадлежит ритму, фактурно-ритмическому ostinato, тембрам медных духовых и флейте-пикколо. Показ воинственных образов нашествия, жестокости, человеческой катастрофы поддерживается набором различных ударных инструментов, приемом скандирования текста, ограниченной алеаторикой (современная техника композиции), каскадом сонористических эффектов, звуковыми «гроздями», состоящими из массы одновременно звучащих соседних звуков (кластеры). Эти выразительные средства способствуют передаче состояния ужаса, страха людей во время военных действий, которые тянутся из глубины веков. Поэтому так близки и понятны слова А.Теннисона: «Ring out the thousand wars of old/ Ring in the thousand years of peace» («Проводим звоном колоколов тысячу войн / Встретим колоколами тысячу лет мира»).

         В астраханской премьере приняли участие: лауреат Международного конкурса камерный хор филармонии, лауреат Окружного этапа Всероссийского хорового фестиваля, посвященного 70-летию Великой Победы, хор Астраханской консерватории (руководитель коллективов и хормейстер данного проекта Татьяна Рекичинская); Шамситдин Мирзоев (возглашение); симфонический оркестр консерватории (руководитель заслуженный деятель искусств Республики Удмуртия Игорь Сметанин), концертмейстер оркестра – Елена Иноченко; солисты – Игорь Шейко (флейта-пикколо), Павел Попов (труба), Светлана Сизова (виолончель). Дирижер – профессор Астраханской консерватории Леонид Егоров.

         Много лет эстафету дирижерских традиций – высокой культуры, вкуса, владения секретами профессии демонстрирует Леонид Егоров. Он довольно часто менял свой статус, выступая то дирижером мужского филармонического хора, то хормейстером оперной студии, то дирижером музыкального театра и симфонического оркестра, а также филармонического оркестра русских народных инструментов им. В.Махова. В такой ситуации не стоит специально говорить о репертуаре Леонида Егорова, поскольку он исполнял большое количество произведений. Но такие шедевры, как «Реквием» Моцарта, «Литургия» Алябьева, «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина, «Концерт-симфония» Блинова, оратория «Сотворение мира» Гайдна, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева), «Gloria» Пуленка – все же нельзя не назвать.

         «Искусство – это сердце, способное мыслить» – так можно определить кредо дирижера, фанатичная работоспособность которого и влюбленность в музыку вызывают заслуженное уважение.

         Публика вынесла свой вердикт – Месса Дженкинса произвела фурор. Еще не успели, после снятия звука, опуститься руки дирижера, как с разных концов зала раздались крики «Браво!». Цветы, дружные продолжительные аплодисменты, радость на лицах, блеск в глазах благодарных слушателей – наглядное свидетельство головокружительного успеха исполнителей, достойно представивших музыкальный шедевр на астраханской сцене.

А.Свиридова

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки,

заслуженный работник высшей школы РФ

 

Фото К.Гузенко

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих