Апокалипсис на НТСО

В рамках заседания НТСО Астраханской государственной консерватории, 29 апреля 2015 года, состоялась лекция студентки V курса кафедры теории и истории музыки Марии Голованёвой «Воплощение образов, сюжета и идеи “Откровения Иоанна Богослова” в искусстве ХХ века», вызвавшая широкий интерес (аудитория 27 была полностью заполнена) и резонанс среди студентов и педагогов (более 45 минут после ее завершения Мария отвечала на вопросы).

Автор лекции, опираясь на итоги работы над дипломным исследованием (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки В.О. Петров), привела в строгую систему принципы воплощения одного из самых значимых текстов в истории литературы.

Так, среди сочинений, воплощающих сюжет «Откровения Иоанна Богослова», М. Голованёва выделила:

— произведения, воплощающие сюжет первоисточника целиком (следование сюжетной линии от первой и до последней Главы, возможно, – с небольшими сокращениями, отступлениями, но с выдерживанием структуры всего повествования) – оратория «Апокалипсис Иоанна» (1968) П. Анри, оратория «Книга с семью печатями» (1937) Ф. Шмидта;

— произведения, в которых явно намечена сюжетная линия, но охватывает она лишь фрагмент источника (события одной Главы «Откровения») – Симфония № 3 (1994) С. Беринского, цикл «Чаю воскресения мертвых» (1963) для духового оркестра и ударных О. Мессиана;

— произведения, сюжет которых, включая в себя фрагменты «Откровения Иоанна Богослова», не основывается лишь на содержательной части данного первоисточника, а включает в себя и другие части Священного Писания – «Страсти по Иоанну» (2000) С. Губайдулиной.

Воплощение отдельных образов «Откровения Иоанна Богослова» отличает драматургию сочинения «Цвета Града небесного» (1963) для оркестра и фортепиано О. Мессиана, а воплощение идеи – опус «WTC 9/11» («ВТЦ» / «Всемирный торговый центр», 2010) для струнного квартета С. Райха.

Данная классификация была аргументированно доказана многочисленными примерами из живописи, архитектуры, собственно, музыки.

Людмила Чучаева,

студентка IV курса

кафедры хорового дирижирования АГК

фото предоставлены В.Петровым

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих