Астраханская премьера оперетты К.Листова «Севастопольский вальс»

Число слушателей, пришедших в Большой зал консерватории на оперетту «Севастопольский вальс», превысило все ожидания: были заняты даже все приставные места и подоконники, а раскрытые двери позволили не попавшим в зал слушать оперетту в холле. Оркестранты, из-за отсутствия «оркестровой ямы», размещались перед сценой, освободив ее для постановочного действия. Оперетту подготовили: режиссер Дмитрий Карыгин, дирижер – заслуженный деятель искусств Удмуртской республики Игорь Сметанин; балетмейстер Ольга Эктова. Роли исполняли: Аверин – К. Хрипушин; Генка – Д. Семигласов; Нина – Л. Марухина; Любаша – Ю. Шикина; Тетя Дина – Л. Сёмик; Кузьмич – Е. Журавский; Зиночка – Ю. Марышева; Рахмет – И. Шихженнетов; матросы – И. Житовский, И. Мирабдалов, М. Оджаев; девушки-бойцы – Е. Величко, Ю. Марышева, О. Петрова, А. Оразова, К. Терембекова, Н. Попкова, А. Бюджиева, З. Абдокова. В массовых сценах были заняты не только студенты-вокалисты, но и студенты театрального отделения.

         Выбор оперетты «Севастопольский вальс» неслучаен. Это дань уважения творческого коллектива консерватории двум историческим датам: 70-летию Победы и годовщине воссоединения (возвращения) Крыма и Севастополя с Россией. Горячие аплодисменты публики, возникавшие многократно по ходу действия и превратившиеся в конце спектакля в бурную, продолжительную овацию, – это ли не подтверждение успеха нашей постановки! Чувствовалось, что слушатели, среди которых превалировало старшее поколение, соскучилось по такой музыке: яркой, образной, наполненной искренностью, живыми человеческими чувствами. От музыкального языка «Севастопольского вальса» идет ощущение естественности, а главное, передаются качественные параметры письма советской эпохи.

         Чуть-чуть истории. Утвердившись в 1930-е, жанр «песенной» оперы, распространившийся и на оперетту, тяготел не только к упрощению музыкальных форм, но и языковых средств. Это, в свою очередь, способствовало появлению и распространению сюжетно-образных штампов-схем, «неподатливой» сценарной драматургии; в военный период внутренние противоречия тематики, острота драматизма не согласовывались с генетической природой жанра оперетты – комедийностью. В послевоенный период наряду с современными, бытовыми, юмористическими образами И.Дунаевского, Ю.Милютина, Г.Свиридова, Д.Шостаковича, Д.Кабалевского … в оперетте продолжает находить отражение тема войны, навсегда вписавшаяся в список «вечных». В жанре «песенных оперетт» активно работали Ю.Милютин и К.Листов, но после достигнутых блестящих успехов И.Дунаевского, естественно, возросли требования и критики, и аудитории.

         К.Листов (автор популярных песен военных лет, среди которых знаменитая «В землянке»), вынес на суд общественности оперетту «Севастопольский вальс» в 1962 г. С тех пор эта оперетта, а точнее «пьеса с музыкой» (авторы пьесы Е.Гальперина, Ю.Анненков), выдержала около семи тысяч представлений. Два акта оперетты делят сюжет на период войны – героическая оборона Инкерманских высот Крымского полуострова – и мирное послевоенное время в Севастополе. Объединяющим мотивом фабулы служит тема любви санинструктора Любаши к командиру роты Аверину.

         Партитура «Севастопольского вальса» написана ясным и выразительным языком: свежестью диатонических красок отличается мелодическое содержание, гармоническая ткань, приемы развития просты и неприхотливы, но во всем ощущается жизненная правда, естественная связь со сценическими образами. В спектакле неисчерпаемое богатство песен: торжественно-строевых с энергичным маршевым ритмом, с участием меди («Огни Инкерманского створа», «Песня защитников Севастополя»), с элементами трогательной лирической сердечности (песня Любаши о девушках-бойцах), а образная конкретность названия связана с использованием песни-вальса. Именно марш и вальс служат важнейшими формообразующими элементами, составившими сквозной интонационный стержень спектакля. Об оформлении сцены (декорация, бутафория, костюмы) могу лишь сказать, что они были условными, но все же передавали (особенно костюмы) атмосферу действия.

         Наиглавнейшая черта любимца астраханской публики дирижера Игоря Сметанина – одержимость музыкой. Музыка – «среда его обитания». Он стремится открывать людям непреходящие ценности музыкального искусства. «Правой рукой» дирижера является концертмейстер оркестра Елена Иноченко, имеющая большой опыт оркестровой работы.

         Каждая премьера – это прежде всего праздник для исполнителей и слушателей, тем более, что эта постановка посвящалась 70-летию Победы. Переполненный зал консерватории восторженно принял молодежный спектакль, одаривая исполнителей криками «браво» и букетами нежных весенних цветов.

А.В. Свиридова,

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки,

заслуженный работник высшей школы РФ

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих