«Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора»: о конференции в РАМ им. Гнесиных

16 и 17 апреля 2015 год в Российской академии музыки им. Гнесиных (Музыкальная гостиная Дома Шуваловой) состоялась Международная научная конференция «Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора». Организатором мероприятия выступила кафедра аналитического музыкознания РАМ во главе с доктором искусствоведения, профессором И.П. Сусидко. На первый взгляд, программа конференции включала в себя выступления с докладами, посвященными достаточно узкой в смысловом ракурсе проблематике. Однако, тематика этих выступлений охватила большой круг вопросов, связанных с пониманием музыкальных текстов сквозь призму высказываний композиторов, а также – достаточно широкий временной диапазон (от времени Гвидо до времени И. Соколова), что продемонстрировало важность поставленной организаторами конференции проблемы.

16 апреля в конференции приняли участие кандидат искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского С.Н. Лебедев («Еще раз о “незнакомом распеве” у Гвидо: текст и смысл техники»), кандидат искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Г.И. Лыжов («Ладовая система второй половины XVI века: свидетельство ученика О. ди Лассо»), кандидат искусствоведения, доцент Волгоградской консерватории им. П.А. Серебрякова М.А. Григорьева («“Sono la Musica & La Poesia tanto simali”: к истории музыкального состязания Луццаски и Джезуальдо»), доктор искусствоведения, профессор РАМ им. Гнесиных Л.Л. Гервер («Авторские разъяснения Джованни Марии Трабачи в двух книгах сочинений для клавира»), докторант Института исторического музыкознания университета Ругенсбург Е.К. Чернова («Техника сочинения Генриха Шютца и его учение о композиции в изложении Кристофа Бернхарда: ключ к разгадке или замкнутый круг?»), кандидат физико-математических наук, доцент Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова А.Ю. Зубов («Канон-энкомий И.Ф. Бенделера А. Веркместеру»), кандидат искусствоведения, преподаватель РАМ им. Гнесиных Д.А. Нагина («“…Отрезать можно в любое время, а прибавить не так легко”: В.А. Моцарт о сочинении арий»), доктор искусствоведения, профессор РАМ им. Гнесиных И.П. Сусидко («Моцартовское определение “Mitteldinge” и его Парижская симфония»), кандидат искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Р.А. Насонов («Указания Арнольда Шенберга к исполнению Sprechstimme в “Лунном Пьеро”: практические рекомендации или концептуальный текст?»), кандидат искусствоведения, профессор РАМ им. Гнесиных А.С. Алпатова («Хоакин Орельяна о собственной технике композиции»), доктор искусствоведения, доцент Астраханской государственной консерватории В.О. Петров («Литературно-музыкальные манифесты Виктора Екимовского и Ивана Соколова: о соотношении текста и музыки»).

17 апреля прозвучали следующие доклады: «Роль и значение авторской ремарки для музыкальной аналитики» (кандидат искусствоведения, профессор РАМ им. Гнесиных М.И. Шинкарева), «Альбан Берг о технике музыкального сочинения: pro mundo – pro domo» (доктор искусствоведения, профессор Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки Ю.С. Векслер), «Авторские указания как отражение техники создания транскрипций произведений И.С. Баха российскими/советскими пианистами» (преподаватель Н.И. Кудашева), «Пьер Булез о Sur Incises: новый взгляд на тематизм» (доктор искусствоведения, профессор РАМ им. Гнесиных Т.В. Цареградская), «Значение авторского графического эскиза при анализе электроакустической композиции La Legend d’Eer Яниса Ксенакиса» (аспирант РАМ им. Гнесиных А.В. Стоянова), «Практика партитурной нотации в разговорных хорах В. Фогеля» (аспирант РАМ им. Гнесиных Т.В. Янис), «4-я симфония Н. Корндорфа “Музыка андеграунда”» (кандидат педагогических наук, профессор РАМ им. Гнесиных О.Л. Берак), «Авторские комментарии и ремарки в хоровых сочинениях Д. Куртага» (аспирант РАМ им. Гнесиных Т.В. Орлова), «Осознание своего в чужом: И. Соколов в “Лабиринтах” Н. Сидельникова» (аспирант Государственного института искусствознания Н.П. Ручкина), «Феномен “радикальной чувствительности” и формы его отражения в партитурах Хайнца Холлигера» (кандидат искусствоведения, профессор РАМ им. Гнесиных И.И. Сниткова).

Хочется выразить благодарность организаторам конференции и лично доктору искусствоведения, профессору Л.Л. Гервер за приглашение к участию.

В.О. Петров,

доктор искусствоведения,

доцент кафедры теории и истории музыки

Астраханской государственной консерватории

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих